Редукторы КМУ: виды, основные задачи и эксплуатация

Работу краноманипуляторного оборудования обеспечивает редуктор, который является устройством, передающим крутящий момент. В современных КМУ используется пара главных редукторов, которые отвечают за вращение лебедки и поворот колонны.

Разновидности

По функционалу и конструкции редукторы делят на разные виды. Такое оборудование разнится количеством передач и схемой компоновки, которые во многом определяют сферу применения конкретного типа редуктора в машиностроении.

Рассматриваемые агрегаты являются базой для современной спецтехники, поскольку они выступают в роли движущего элемента бортовой системы, посредством которого осуществляется регулировка усилия и скорости вращения.

Эксперты делят редукторы на механизмы:

  • цилиндрические (1-но и 2-х ступенчатые);
  • конические;
  • конически-цилиндрические;
  • червячные;
  • комбинированные.

Наиболее распространены в машиностроении цилиндрические и червячные редукторы. Последние отличаются наличием зубчатых элементов, снабженных резьбой, которая обеспечивает надежную сцепку колеса с ведущим болтом в процессе эксплуатации. Данные редукторы отличаются внушительной эффективностью, а потому их активно применяют в случаях, когда подразумеваются работы с большими динамическими нагрузками.

Цилиндрические модели характеризуются отменным КПД (до 98%), что делает их очень энергоэкономичными. Помимо того, при частом использовании данных механизмов отмечается высокая стабильность работы.

Редукторы всех типов создаются из большого количества конструктивных элементов. Основными в данном списке являются:

  • зубчатые колеса;
  • шестерни;
  • цилиндры.

Данные компоненты компактно размещаются в одном корпусе, в котором также предусмотрены системы охлаждения и смазки.

Основные задачи редуктора

Главной задачей редуктора является обеспечение возможности изменения скорости вращения и величины прилагаемого усилия. Достигается этот эффект посредством различной компоновки определенного числа передач с разными передаточными числами. К достоинствам редукторов также относят минимальный износ конструктивных элементов в процессе работы.

Без редукторов невозможно представить современную спецтехнику. Такие агрегаты не только позволяют минимизировать износ деталей конструкции, но и обеспечивают плавность всех операций. Сами же редукторы постоянно модернизируются и совершенствуются, дабы повысить универсальность применения в конкретных сегментах машиностроительной отрасли, но некоторые их конструктивные элементы, вроде шестеренок, по-прежнему производятся в виде цельнометаллических заготовок, созданных методом литья.

В данном контексте напомним о том факте, что недостатком литья специалисты считают эффект ликвации – неоднородность структуры заготовки. Решается данная проблема за счет грамотного подбора оптимального режима термической обработки изделия. Так, чтобы повысить прочность поверхностного слоя шестерни, используют технологию цементации, которая предусматривает науглероживание поверхности для повышение её стойкости к истиранию.

Редуктор опорно-поворотной установки

Установка опорно-поворотная за счет применения редуктора способна производить вращение. Такое оснащение ОПУ позволяет снизить обороты гидравлического насоса, одновременно увеличивая крутящий момент.

В ОПУ традиционно применяются редукторы червячного типа, которые работают от электродвигателя. Такое оборудование позиционируется горизонтально. Альтернативой подобному конструктивному решению является установка зубчатого редуктора. Это актуально в случаях, когда требуется вертикальный монтаж оборудования.

Редуктор поворота колонны

Редуктор поворота колонны

Редукторы ОПУ рассчитаны на работу в условиях температурных перепадов в диапазоне -60/+40 градусов по Цельсию. Данные характеристики вполне достаточны для работы спецтехники в условиях российского климата.

В отличие от стандартных редукторов, модели, относящиеся к поворотным видам, снабжаются определенным количеством парных шестеренок, которые скреплены между собой. За счет подобной модернизации обеспечивается возможность КМУ выполнять задачи по перемещению тяжелых грузов. Помимо того, использование редуктора гарантирует ОПУ плавность хода и минимальный износ конструктивных элементов.

Редуктор лебедки

Важнейшим элементом КМУ является лебедка, позволяющая осуществлять транспортировку и подъем грузов. Для работы с большими нагрузками лебедка снабжается тросом из стальных волокон, а функционирование данного механизма обеспечивает именно редуктор, который необходим для равномерного раскручивания/скручивая троса без всяких рывков.

Сами лебедки принято делить на модели электрические и тяговые. Лебедочные механизмы тягового типа преимущественно используются в случаях, если необходимо перемещение крупногабаритного груза (трубопрокат, тавры, двутавры) на небольшую дистанцию. В такой ситуации применяют цилиндрические редукторы с большим КПД и минимальным энергопотреблением.

Электрические лебедки имеют иные достоинства. Главным плюсом является то, что их функционирование максимально автоматизировано, что минимизирует человеческий фактор.

Помимо указанных видов редукторов, лебедки КМУ могут быть укомплектованы гидравлическими и скреперными моделями, которые можно увидеть, соответственно, на экскаваторной технике и спецмашинах, предназначенных для подземных работ.

Правила эксплуатации

Как и прочие механизмы современной спецтехники, редукторы КМУ нуждаются в качественном сервисном обслуживании и своевременном ремонте. Три основных правила использования рассматриваемых механизмов выглядят следующим образом.

  1. Ежедневная проверка затяжки болтов.
  2. Регулярная замена смазки.
  3. Мониторинг механизма на предмет наличия сторонних жидкостей.

Вал-шестерня редуктора поворота колонны

Вал-шестерня редуктора поворота колонны

Смена смазки в редукторе осуществляется через спецотверстия, предназначенные для залива и слива масла. Отработанную смазку настоятельно рекомендуется сливать полностью после каждых пяти смен работы машины. При больших нагрузках, в редукторе может накапливаться стальная стружка. Она должна извлекаться вместе с маслом.

Регулярная проверка фиксаторов редуктора позволяет минимизировать риски возникновения люфта. Затяжка болтов должна быть качественной, поскольку иначе ОПУ будет раскачиваться, повышая вероятность аварии.

Чаще всего проблемы с редукторами КМУ связаны с износом их деталей, вроде валов и подшипников. На подобные поломки указывают нехарактерные звуки при работе оборудования. Эти дефекты способны стать причиной увеличения люфтов, а также выхода оборудования из строя. Для восстановления оптимальной работоспособности редуктора изношенные детали меняют на новые запчасти.

Проблемы могут вызвать и такие факторы, как:

  • повреждения уплотнителей;
  • вода внутри корпуса;
  • поломка насосного оборудования.

Это случается при неверном техобслуживании и/или эксплуатации редуктора. Если зубья шестерен изнашиваются на треть или больше, то КМУ использовать запрещается. В подобной ситуации следует провести внеплановое ТО в сервисцентре.

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Перфилов Дмитрий Юрьевич
Начальник отдела продаж

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.