Головка блока цилиндров дизельного мотора — устройство, неисправности

Для комплектации грузовой и специальной техники широко применяют дизельные силовые агрегаты. Они отличаются высокой надежностью, потребляют на 30–40% горючего по сравнению с бензиновыми моделями, просты в техническом обслуживании. ДВС этого класса обладают повышенной мощностью, способны развивать значительный крутящий момент уже при небольшом количестве оборотов. Дополнительный плюс — меньшее количество вредных примесей в отработанных газах, что стало возможным благодаря более полному сгоранию горюче-воздушной смеси. Один из основных узлов дизельного силового агрегата — головка блока цилиндров (ГБЦ), конструкцию и особенности которой и рассмотрим.

ГБЦ — что это такое

Головка блока цилиндров — конструкция, расположенная в верхней части двигателя внутреннего сгорания. Соединяется с блоком цилиндров при помощи болтов с установкой герметизирующей прокладки.

Стабильность и качество работы двигателя во многом зависит от состояния этой прокладки. При нарушении герметичности приводит к перераспределению потоков отработанных газов, появлению утечек из-под головки. В результате часть получаемой энергии просто выбрасывается в атмосферу, а не обеспечивает эффективность ДВС. По этой причине обязательна регулярная диагностика состояния ГБЦ и прокладки. После установки на блок цилиндров головка закрывается специальной крышкой, закрывающей клапанный механизм и распредвал, установленные на постели.

Конструкция головки блока цилиндров

При работе двигателя на ГБЦ постоянно воздействует высокая температура и нагрузки. По этой причине для производства этой детали дизельного ДВС чаще применяют специальный чугун с легирующими добавками. Материал обладает хорошей жаропрочностью, плотностью, значительным сроком службы. Но такое решение приводит к общему утяжелению конструкции, что влечет за собой увеличение расхода топлива, влияет на динамический показатели автомобиля.

Чтобы уменьшить это негативное влияние, нередко прибегают к производству ГБЦ с комбинированной конструкцией. В этом случае основание головки выполнено из жаропрочного чугуна, который затем заливается специальными сплавами на алюминиевой основе, что дает выигрыш по массе.

Но для производства ГБЦ для двигателей, отличающихся значительным эксплуатационным ресурсов, до сих пор используют литые чугунные изделия. Такое решение позволяет обеспечить надежность при эксплуатации ДВС в условиях любой сложности. Дополнительно применяют клапаны, седла которых перед запрессовкой подвергаются охлаждению азотом.

Основная деталь механизма газораспределения — клапаны, которые устанавливаются по одно- или двухрядной схеме в зависимости от количества на цилиндр (2 или 4). Газораспределительный механизм приводится в действие при помощи привода цепного или ременного типа. Дополнительно устанавливается успокоитель, уменьшающий биение деталей привода.

В верхней части ГБЦ установлен распредвал, который монтируется на специальных вкладышах, втулки, пружины, позволяющие удерживать клапаны в необходимом положении.

Головка блока цилиндров

Диагностика неполадок ГБЦ

Основными признаками появления проблем в головке считают:

  • Регулярный перегрев двигателя, особенно при высокой температуре в летний период.
  • Видимая утечка отработанных газов из-под ГБЦ через герметизирующую прокладку.
  • Из выхлопной системы идет дым белого цвета.
  • Охлаждающая жидкость изменила цвет, пузыри газов появляются в расширительном бачке.
  • В двигателе увеличился уровень масла, а доливка не проводилась.

При обнаружении любых признаков необходимо провести комплексную диагностику, такие изменения могут указывать и на другие неисправности двигателя.

Наиболее частые неисправности

Качественный ремонт головок возможен только при наличии оборудования, инструмента, соответствующего опыта у персонала. Своими силами или на специализированных СТО, занимающихся ремонтом дизельных силовых агрегатов, удастся устранить следующие неисправности:

  • Повреждения привалочной полости, происходящие при регулярных перегревах, применение некачественной охлаждающей жидкости. Ремонт осуществляется механической обработкой полости, заменой технической жидкости после диагностики.
  • Трещины, которые появляются на чугуне при механических воздействиях, неправильной технологии установки или демонтажа ГБЦ (затяжка с высоким моментом). К таким проблемам приводит и регулярный перегрев двигателя. При значительной площади повреждений головку придется менять.
  • Износ и повреждения клапанных втулок. Изнашиваются втулки естественным путем при длительной эксплуатации, но свою роль может сыграть и применение масла с низким уровнем качества. Восстановить втулки не удастся, потребуется замена. К таким же повреждениям подвержены и седла клапанов.

Чтобы минимизировать возможность повреждения ГБЦ необходимо регулярно проверять уровень и качество масла, жидкости системы охлаждения, не допускать эксплуатацию при длительных перегревах. Не стоит экономить и на топливе.

Регулирование клапанов

От правильности настройки впускных и выпускных клапанов зависит эффективность работы двигателя, уровень потребления топлива, тяговитость автомобиля. При неправильно установленных тепловых зазорах расстояние между толкателем клапана и распредвалом изменяется. Это приводит к сбоям в работе всего газораспределительного механизма.

Чтобы обеспечить оптимальное время срабатывания клапана, необходимую герметичность, производитель рекомендует определенную величину теплового зазора. В зависимости от модели двигателя, типа клапана, показатель составляет 0,2–0,4 мм. Информацию по этим сведениям можно найти в инструкции по эксплуатации и обслуживанию автомобиля. Стоит придерживаться и рекомендованного регламента технического обслуживания. Только так можно обеспечить безотказную работу механизма.

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Перфилов Дмитрий Юрьевич
Начальник отдела продаж

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.