Замена грузового каната КМУ: причины замены, классификация дефектов, смена троса, уход

Канат, который используется на грузоподъемной спецтехнике, включая КМУ, представляет собой пучки металлической проволоки, скрученные в жгуты и свитые. В процессе эксплуатации канат подвергается износу, а потому требует замены.

Стальной трос на КМУ

В современных КМУ обычно используются канаты с линейным или точечным касанием проволок свитки. Первый вариант отличается повышенной прочностью, надежностью, долговечностью и малым скручиванием. В изделиях обоих типов присутствует сердечник, который пропитывается смазкой. Этот элемент используется для заполнения пустот и смазки каната во время его использования. Стальные тросы предлагаются производителями без специального покрытия или же с оцинковкой, защищающей от коррозии. Также встречаются канаты из проволоки-нержавейки или специальной синтетики.

Сегодня на КМУ с лебедками традиционно используют канаты с линейным касанием, что обусловлено их меньшим скручиванием под нагрузкой. В РФ для определения качества каната предусмотрены ГОСТы 3242 и 3072-55, а также международный стандарт DIN3053. Согласно этим регламентам, для оснащения КМУ разрешено использовать только те тросы, которые испытаны по ГОСТу 3072 или изготовлены по ГОСТу 3242.

Причины замены

Дефектовка на любой спецтехнике с грузоподъемным оборудованием жестко регламентирована. Она предполагает тщательный осмотр оператором каждый день, что позволяет своевременно определить наличие повреждений каната, который осматривается на полную длину.

В процессе дефектовки особое внимание необходимо уделять местам фиксации троса на барабанах, блоках и местах, где происходит наиболее интенсивный износ изделия. Результаты такого мониторинга, как и обнаруженные повреждения, заносятся в вахтенный журнал. Полная же оценка состояния спецтехники, которая проводится каждый месяц, осуществляется с привлечением экспертов сервисной фирмы или инженерной службы.

Классификация дефектов

К типичным повреждениям троса КМУ относят:

  • деформацию и коррозию изделия;
  • снижение диаметра и тепловые повреждения;
  • разрывы прядей и проволок.

К полной замене троса на КМУ прибегают, когда выявлены:

  • разрывы прядей;
  • обрывы, которые находятся в едином месте;
  • более одного обрыва непосредственно в месте крепления;
  • снижение диаметра каната на 5% или проволок на 40%;
  • деформации, препятствующие корректной работе КМУ;
  • коррозионные процессы снаружи или внутри троса;
  • дефекты, обусловленные плохой смазкой;
  • выдавливание прядей или же сердечника;
  • сильный нагрев или перегиб троса;
  • повреждения под воздействием электроразряда.

Коррозия на грузовом канате КМУ

Использование КМУ, трос которой имеет указанные или иные серьезные повреждения, строго запрещается. Точно осуществить дефектовку рассматриваемого изделия позволяет инструкция спецмашины или же регламент ГОСТ33718-2015.

Подготовка троса к замене

Прежде чем начинать монтаж троса на КМУ, необходимо проверить его документацию, чтобы убедиться в его соответствии требованиям производителя техники.

Процесс замены подходящим тросом поврежденного аналога должны производить специалисты с необходимой квалификацией и опытом, которые используют спецодежду, обеспечивающую качественную защиту от получения травмы.

Грузовой трос доставляется на место монтажа в виде бухты или бобины. При размотке необходимо следить, чтобы изделие не перекручивалось и не образовывало петли. Для этого бухту рекомендуется разместить на специальном столе поворотного типа, а в случае с бобиной – использовать станину. Использовать метод перекатки бобины для разматывания троса запрещено. Также следует беречь разматываемый канат от попадания на его поверхность различной грязи, грунта и прочих абразивных веществ. Которые сокращают ресурс эксплуатации изделия.

Смена троса

Полная замена поврежденного или изношенного грузового каната на КМУ осуществляется по регламенту технической документации машины и специальной схеме. В начале подобных ремонтных работ производится демонтаж старого троса, который в дальнейшем утилизируется.

Новый трос монтируется по схеме, после чего выполняется его перепасовка на КМУ. Для некоторой техники предусмотрены иные варианты крепления, но и в этих случаях узлы фиксации каната устанавливаются строго по техническим требованиям и рекомендациям, предоставленным изготовителем спецтехники.

Все ремонтные мероприятия фиксируются в сервисных документах. На завершающем этапе осуществляется приработка грузового троса.

Если применяются канаты иного типа или же используются методы его крепления, не предусмотренные в регламенте инструкции по эксплуатации машины, тогда подобная спецтехника признается переоборудованной, что влечет за собой необходимость проведения внеочередной аттестации с последующим занесением поправок в технические документы КМУ.

Проблема перекручивания

Проблема перекручивания троса КМУ

В ситуации, когда возникает перекручивание троса во время функционирования КМУ, необходимо немедленно остановить работу техники, после чего осмотреть канат на предмет образования дефектов. В большинстве случаев изделие подлежит замене. В противном случае необходимо:

  • восстановить исходное положение каната;
  • проверить пригодность восстановленного троса для монтажа на конкретную спецтехнику;
  • корректно выполнить запасовку;
  • определить, корректно ли осуществлялась распаковка смотанного изделия или же перекручивания были допущены при размотке и монтаже.

Если перекручивание грузового каната является следствием неверной установки/распаковки, тогда его необходимо демонтировать, положить на ровную поверхность в вытянутом виде, после чего устранить возникшие повреждения. Далее канат монтируется снова. Специалисты применяют и иной способ устранения перекручивания троса без его демонтажа с КМУ. Для этого требуется:

  • аккуратно немного поднять груз, предоставив канату время остановиться в скрученном состоянии;
  • определить число деформированных витков;
  • полностью разгрузить КМУ, сняв нагрузку с троса;
  • отсоединить конец троса, после чего провернуть его столько раз, сколько имеется скрученных витков (не больше пяти оборотов);
  • корректно осуществить монтаж каната на спецтехнику;
  • провести проверку работы КМУ, медленно приподнимая груз;
  • выполнить восстановительные работы повторно, если в дефект устранен не полностью.

Уходовые мероприятия

Обеспечить безопасную и безаварийную работу КМУ на длительный период времени позволяет четкое соблюдение требований эксплуатации и техобслуживания машины. В отношении грузового каната владельцам спецтехники нужно:

  • регулярно смазывать трос;
  • отслеживать работоспособность всех сопрягаемых устройств, включая ограничители, лебедочные барабаны, крюки и блоки;
  • минимизировать риски возникновения косых натяжений и перехлестов троса;
  • не поднимать грузы, масса которых больше заявленной грузоподъемности КМУ;
  • проверять, чтобы на барабане оставалось более полутора витков каната, если работы проводятся на уровне ниже плоскости позиционирования машины (уровня земли).
  • не выполнять подтаскивание груза, если происходит косое натяжение троса.

Во время ТО также не забывайте о замене и других вышедших из строя расходников.

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Перфилов Дмитрий Юрьевич
Начальник отдела продаж

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.