Самовсасывающий вихревой насос СВН-80 включает корпус и ротор.
В корпусе насоса соединены шпильками три секции:
- всасывающая
- промежуточная
- напорная
Ротор насоса состоит из вала и колес всасывания и нагнетания.
Вал поддерживается двумя шарикоподшипниками, установленными в корпусе. Шарикоподшипники защищены крышками: задней глухой и передней с отверстием для выхода вала. Герметичность вала обеспечивается семью манжетами. Шесть запрессованы в корпусы подшипников (по три в каждом) и одна — в переднюю крышку. Манжеты находятся под давлением перекачиваемого нефтепродукта, что предотвращает попадание воздуха через уплотнения вала.
Напорная и всасывающая секции оборудованы фланцами для подключения трубопроводов. На внутренней стороне напорной секции прикреплен корпус вакуумной камеры, его крышка закреплена на смежной стороне промежуточной секции винтами. В корпусе вакуумной камеры располагается колесо всасывания, которое фиксируется на валу шпонкой. Промежуточная и всасывающая секции образуют рабочую камеру для колеса нагнетания и полость для подвода нефтепродукта. Колесо нагнетания установлено на валу и закреплено шпонкой.
Принцип работы насоса следующий: нефтепродукт из всасывающего патрубка поступает в полость всасывающей секции и через всасывающее окно подается к лопаткам колеса нагнетания.
Пройдя через колесо нагнетания, нефтепродукт направляется через канал переменного сечения промежуточной секции в ее левую полость, откуда поступает в напорную секцию.
Одновременно нефтепродукт поступает на лопатки колеса всасывания, проходя через которое, выходит через напорное окно в напорную секцию. Таким образом, в вакуумной камере создается разрежение, и в нее поступает воздух из всасывающей линии. Воздух перемещается лопатками всасывающего колеса через напорное окно вакуумной камеры в напорную секцию.
Процесс продолжается до тех пор, пока всасывающая линия насоса не освободится от воздуха и не заполнится перекачиваемой жидкостью.
Для поддержания постоянного жидкостного кольца в вакуумную камеру непрерывно поступает нефтепродукт через наклонные сверления в корпусах напорной секции и вакуумной камеры из напорного патрубка.
После завершения процесса засасывания перекачка нефтепродукта осуществляется колесом нагнетания, заполняя освободившееся пространство новой порцией нефтепродукта. Этот процесс продолжается до остановки насоса.
Насос СВН-80 устанавливается на автоцистернах АЦ-4,2-130, АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и ТСВ-6.
На автомобилях АЦ-4,0-131 и АЦ-4,3-131 насос требует доработки, а на остальных моделях устанавливается без изменений.
Масло подается в подшипники насоса и корпус редуктора через масленку. Для слива жидкости на насосе установлены штуцера и переходники, трубки которых выведены под левый топливный бак автомобиля и закрыты пробками.
Насос выпускается с правым и левым вращением, направление которого указано стрелкой на корпусе насоса.
Возможные неисправности насоса СВН-80 и способы их устранения
| Неисправность | Причина | Что делать |
| Насос не качает продукт | Негерметичность всасывающей линии | Проверить герметичность в соединениях и шлангах |
| Закрыта задвижка на воздухоотводящей трубке | Открыть задвижку | |
| Открыты сливные пробки | Закрыть пробки | |
| Низкая частота вращения коленчатого вала ДВС | Отрегулировать частоту вращения | |
| Напорно-всасывающий рукав не помещён в нефтепродукт | Аккуратно поместить НВР в нефтепродукт | |
| Прочистить, выравнять и поменять всасывающий рукав | ||
| Засор, сильный изгиб, повреждение всасывающего рукава. | ||
| Износ вихревого колеса | Установить необходимые зазоры | |
| Низкая производительность (напор насоса) | Снижена частота вращения коленчатого вала ДВС | Отрегулировать работу двигателя |
| Всасывающий рукав, фильтр предварительной очистки или проточная часть засорены | Прочистить все элементы | |
| Износ оборудования | Ремонт или замена на новый насос | |
| Резкое прекращение подачи нефтепродукта | Засорение сетки фильтра предварительной очистки всасывающего патрубка | Прочистить, промыть сетку |
| Срезан предохранительный палец вилки карданного вала | Заменить предохранительный палец | |
| Слабое поступление нефтепродукта через напорный рукав | Закупорка напорного рукава (например, отслоившейся резиной) | Прочистить или заменить НР |
| Неисправна пружина перепускного клапана | Заменить пружину, отрегулировать клапан | |
| Повышенная вибрация и шум при работе насоса | Слабое крепление насоса и карданного вала | Подтянуть резьбовые крепления |
| Утечка перекачиваемой жидкости | Ослаблена затяжка болтов фланцевых соединений | Подтянуть болты фланцев |
| Износ уплотнительных колец в компенсаторах | Заменить кольца |
Возможные неисправности привода насоса СВН-80 и способы их устранения
| Неисправность | Причина | Что делать |
| Течь масла по выходному валу коробки отбора мощности. Течь масла из под сальников | Износ сальников | Заменить сальники |
| Стук карданного вала | Износ или ослабление крепления игольчатых подшипников и крестовин | Проверить на износ детали. При замене подшипников необходимо заменить крестовину. |
| Износ шлицевого соединения карданного вала | Заменить карданный вал | |
| Гнутый вал | Выправить и отбалансировать вал либо заменить на новый | |
| Неправильная сборка карданного вала | Проверить скользящую вилку. Установить по меткам | |
| Чрезмерный нагрев уплотнений, корпусов подшипников насоса и редуктора | Малый залив масла в редуктор | Проверить сальниковые уплотнения. Измерить уровень масла и долить при необходимости |
| Стук редуктора | Износ подшипников и зубьев шестерен | Заменить детали |
| При включении крана управления насосом редуктор продолжает работать | Повреждена пружина диафрагмы пневматической камеры включения редуктора | Заменить пружину |
| Муфта сцепления автомобиля не выключается | Не настроена длина тяги рычага | Отрегулировать длину тяги рычага |
| Низкое давление в пневмосистеме | Увеличить давление воздуха | |
| При включении золотникового крана коробка отбора мощности не включается | Срезан стопорный болт вилки переключения | Разобрать коробку отбора мощности и заменить стопорный болт |
| Образование льда из конденсата в воздухопроводе | Создать оптимальные температурные условия и продуть воздухопровод |