Своевременность выдачи нефтепродуктов на специализированных пунктах их разгрузки во многом определяется функционированием насосов. Для безотказной работы насосного оборудования автоцистерн и топливозаправщиков необходимо следить за четким выполнением следующих условий.
- Перекачке подлежат лишь чистые продукты переработки нефти. Строго запрещено запускать насосы для перекачки жидкостей, в которой содержатся абразивные вещества. В противном случае оборудование может выйти из строя, поскольку абразив приводит к интенсивному износу рабочих поверхностей деталей насоса и разрушению уплотнителей. Чтобы избежать попадания в агрегат посторонних предметов, необходимо смонтировать сетчатый фильтр на всасывающем трубопроводе. Рекомендуется использовать сетку с ячейками диаметром 1-1,5 миллиметра.
- Нельзя выполнять запуск насосов центробежно-вихревого и вихревого типа, в конструкции которых используется последовательное соединение рабочих колес, если напорная задвижка закрыта. Что до насосного оборудования центробежно-вихревого типа, где сопряжение колес выполнено параллельно, то тут пуск выполняется при закрытой задвижке.
- Монтажу насосного оборудования должна предшествовать процедура обеспечения соосности валов привода и самого насоса. Максимально допустимое отклонение в данном параметре определяется типом муфты, используемой для соединения валов, а также оптимальными условиями передачи крутящего момента без повышения иных нагрузок на вал насоса. В случаях использования втулочно-пальцевой муфты несоосность может достигать 0,1 миллиметра, тогда как предельный перекос осей не должен превышать 0,1 миллиметра на каждый метр длины.
- Прежде чем запустить насосное оборудование, необходимо удостовериться, что в системе имеется жидкость, которая подлежит перекачке. Без нее насос не должен работать более двух минут, поскольку это может привести к заклиниванию механизмов агрегата и повреждению рабочих органов.
- Согласно регламенту производителя, на выходе из сопла давление жидкости не может быть более 8 кгс/см2 для модели СВН-80 и 10 кгс/см2 для СЦЛ-20-24. Чтобы обеспечить такие условия работы, следует смонтировать специальный предпусковой клапан-предохранитель на напорной линии или же установить перепускной канал подачи жидкости, оснащенный вентилем, который перенаправляет часть нефтепродуктов из напорного трубопровода во всасывающий.
- Необходимо выполнять своевременное регулирование торцевых зазоров рабочих колес. У модели СВН-80 такой зазор должен соответствовать параметрам 0,2-0,3 миллиметра в обе стороны. В насосном оборудовании модели СЦЛ-20-24 торцевой зазор должен быть порядка 0,2-0,4 миллиметра в обе стороны. Формируется нужный зазор посредством специальных прокладок разной толщины.
- Каждые 200 часов непрерывного функционирования насоса необходимо смазывать подшипники. Для этого рекомендуется применять смазку ЦИАТИМ-203 или 1-13, которые соответствуют ГОСТ 8773-63 и ГОСТ 1631-61. Эти смазывающие вещества вводятся в подшипники посредством пресс-масленки или пресс-шприца. Процедура проводится до того момента, пока из контрольных отверстий не начнет проступать вводимая смазка.
- Требуется систематически выполнять проверку сопряжения разъемных узлов на предмет их герметичности. То же касается всех манжетных уплотнений, а также трубопроводов (напорного и всасывающего). В случаях выявления протечки необходимо сменить манжеты на новые. Подобные неисправности приводят к понижению самовсасывающей способности насосного оборудования, а также к подаче воздуха, который подсасывается из щелей.
- Насосное оборудование должно храниться в сухом и проветриваемом месте. Переконсервация насосов производится по регламенту каждые 12 месяцев. Сама же консервация данных агрегатов выполняется смазкой К-17 или же авиамаслом, которые отвечают ГОСТ 10877-64 и ГОСТ 1013-49, соответственно. Специальная расконсервация рассматриваемого насосного оборудования не требуется.
- При попадании смазки, которой проводилась консервация, внутрь насоса, её удаляют посредством 4-5 литров бензина, заливаемого внутрь. С внешних поверхностей оборудования консервацию снимают путем проворачивания ротора, после чего смазка, растворенная в бензине, выводится путем слива. Наружные поверхности очищаются ветошью, которую предварительно смачивают в бензине.
- Насосное оборудование, которое используется в конструкции автоцистерн, перед монтажом должно быть проверено на плотность соединений. Выполняется данная процедура жидкостью, подаваемой в течение десяти минут под давлением 10 кгс/см2. Во время такого тестирования не должно быть никаких протечек. Помимо того, насосное оборудования должно при 1450 оборотах в минуту генерировать разрежение на уровне 450 миллиметров ртутного столба в 40-литровом реципиенте за 50 и 70 секунд для насосов СЦЛ-20-24 и СВН-80, соответственно.
Исправный насос при тестировании рабочей точки должен демонстрировать следующие характеристики:
СВН-80 | СЦЛ-20-24 | |
Общий напор (м водяного столба) | 24 | 54 |
Вакуум (мм ртутного столба) | 420 | 640 |
Давление на выходе (кг силы на см2) | 1,85 | 4,6 |
Подача (литров в минуту) | 500 | 500 |