Вакуумный взрывозащищённый насос КО-505 создан для работы с негорючими жидкостями в составе вакуумных машин. Эта система предназначена для выполнения двух циклов в цистерне. При создании разрежения отходы всасываются в емкость, а при нагнетании давления — сливаются с нее.
Насос имеет простую конструкцию. Основу составляет чугунный корпус, в котором на двух шарикоподшипниках, запрессованных в крышки, установлен ротор. В его пазах расположены текстолитовые лопатки в количестве шести штук. Для увеличения срока работы насоса его основные вращающиеся детали смазывают маслом, поступающим из специальной емкости.
Количество масла регулируется винтами, установленными на корпусе. Система смазки в новых насосах и аппаратах старого образца отличается. В старых насосах нагнетательная камера и подшипники смазываются каждая по отдельности через капельницы. В агрегатах нового образца смазка осуществляется из одного источника. Производитель рекомендует использовать для смазки масло К-12.
Нормальным расходом масла во время работы насоса будет 120 г в час. В задней части насоса на вал и шкив установлены вентиляторы. Они предназначены для охлаждения агрегата, так как перегрев может вывести его из строя. Через шкив при помощи клиноременной передачи вращающийся двигатель приводит в движение помпу.
Насос устойчиво работает при температуре воздуха от –20 до +40 °С. Насосы К0-505 бывают правого и левого вращения. Систему, состоящую из насоса цистерны, устанавливают на автомобили ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, причем, насосами правого вращения комплектуют бензиновые авто, а на дизели устанавливают агрегаты левого вращения.
Характеристики насоса КО-505
Потребляемая мощность | 9,0 ± 0,6 кВт |
Производительность при P = 0, куб. | 310,0 ± 20,0 м./час |
Номинальная частота вращения ротора | 1150 об/мин |
Вращение ротора | Правое или левое |
Максимальное разряжение | 0,085 МПа |
Рабочее давление, не более | 0,06 МПа |
Температура насоса, не более | 80 ºС |
Коэффициент полезного действия | 0,8-0,9 |
Масса, не более | 110 кг |
Длина | 52 мм |
Ширина | 30 мм |
Высота | 29 мм |
Как эксплуатируют насос
Насосы этой серии могут работать достаточно интенсивно, но главное правило во время эксплуатации требует, чтобы его корпус не перегревался.
- Температура не должна быть выше +80 градусов.
- Не допускать работу механизма в условиях загрязнения его корпуса и вращающихся частей.
- Следить за расходом масла — из масленки должно выходить 60 капель за минуту.
Для длительной службы агрегата необходимо регулярно промывать емкость, предназначенную для масла, и пользоваться только чистым составом К-12 ГОСТ 10877-76. 5 (перед заливкой в бак обязательна фильтрация).
Разборка и сборка КО-505
Периодически насос необходимо разбирать для проведения профилактических работ и ремонта (чистки, замены подшипников, ротора и пр.). Разборка и сборка агрегата не составит труда, и последовательность действий выглядит так:
- отвернуть болты крепления защитного кожуха подшипника на передней крышке, снять кожух;
- выкрутить болты крепления передней крышки к корпусу;
- в отверстия на передней крышке завернуть два болта на 10 и заворачивать поочередно до тех пор, пока крышка не снимется;
- задняя крышка снимается точно так же и выходит из корпуса вместе с ротором;
- при необходимости замены подшипника в задней крышке ротор высвобождают также съемником.
Все детали промывают в керосине или солярке, подвергают дефектовке изношенные или разрушенные элементы. После устранения поломки мотор собирают в обратном порядке. Чтобы убедиться в правильности сборки, щупом проверяют зазоры между ротором и корпусом насоса. Щуп просовывают в окно нагнетателя. Это расстояние должно быть в пределах 0,2–0,3 мм. Нарушение зазора потребует переборки насоса.
Возможные неисправности КО-505
Насос КО-505 является надежным механизмом. Все проблемы, возникающие в нем в процессе эксплуатации, связаны преимущественно с естественным износом деталей.
- Одна из часто возникающих неисправностей насоса после длительной работы проявляется в падении его производительности. Поломка связана с износом лопаток по всей длине. Возможно так же их западание в роторных пазах. Восстанавливается работоспособность насоса путем его разборки, промывки пазов и лопаток или их заменой.
- Еще одна проблема, влияющая на производительность насоса и вызывающая выход его из строя, связана с повышенной температурой чугунного корпуса. К причинам перегрева относят недостаточное количество смазки, поступающей в полости агрегата, его загрязнение, нарушение зазора между ротором и крышками корпуса, вызывающее трение. Проблема лечится промывкой, чисткой деталей после разборки насоса, заменой дефектных элементов на новые, регулировкой подачи масла в полость агрегата.
- Стук в насосе. Обычно он исходит от утративших свою функциональность подшипников. Западающие лопатки также могут быть источником стука. Проблему устраняют заменой деталей на новые.
- Насос КО-505 создает недостаточное разряжение (менее 0,08 МПа). Эта неисправность возникает при неплотном соединениями в трубопроводе или вследствие западания лопаток в пазах ротора. Еще одна причина связана с трением ротора о крышку. Ремонтируют дефект путем уплотнения соединений, разборкой, промывкой, заменой элементов.
- Тугое вращение ротора. Проблема появляется после неправильной сборки насоса. Необходимо разобрать насос и собрать его с правильным зазором.
Разборка, ремонт насоса не является сложной процедурой — важно собрать его правильно, без перекосов и обеспечить эффективной смазкой.
Вернуться к списку статей