Насос КО-505: характеристики, неисправности, ремонт

Вакуумный взрывозащищённый насос КО-505 создан для работы с негорючими жидкостями в составе вакуумных машин. Эта система предназначена для выполнения двух циклов в цистерне. При создании разрежения отходы всасываются в емкость, а при нагнетании давления — сливаются с нее.

Насос имеет простую конструкцию. Основу составляет чугунный корпус, в котором на двух шарикоподшипниках, запрессованных в крышки, установлен ротор. В его пазах расположены текстолитовые лопатки в количестве шести штук. Для увеличения срока работы насоса его основные вращающиеся детали смазывают маслом, поступающим из специальной емкости.

КО-505А Насос вакуумный

Количество масла регулируется винтами, установленными на корпусе. Система смазки в новых насосах и аппаратах старого образца отличается. В старых насосах нагнетательная камера и подшипники смазываются каждая по отдельности через капельницы. В агрегатах нового образца смазка осуществляется из одного источника. Производитель рекомендует использовать для смазки масло К-12.

Нормальным расходом масла во время работы насоса будет 120 г в час. В задней части насоса на вал и шкив установлены вентиляторы. Они предназначены для охлаждения агрегата, так как перегрев может вывести его из строя. Через шкив при помощи клиноременной передачи вращающийся двигатель приводит в движение помпу.

Насос устойчиво работает при температуре воздуха от –20 до +40 °С. Насосы К0-505 бывают правого и левого вращения. Систему, состоящую из насоса цистерны, устанавливают на автомобили ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, причем, насосами правого вращения комплектуют бензиновые авто, а на дизели устанавливают агрегаты левого вращения.

Характеристики насоса КО-505

Потребляемая мощность 9,0 ± 0,6 кВт
Производительность при P = 0, куб. 310,0 ± 20,0 м./час
Номинальная частота вращения ротора 1150 об/мин
Вращение ротора Правое или левое
Максимальное разряжение 0,085 МПа
Рабочее давление, не более 0,06 МПа
Температура насоса, не более 80 ºС
Коэффициент полезного действия 0,8-0,9
Масса, не более 110 кг
Длина 52 мм
Ширина 30 мм
Высота 29 мм

Как эксплуатируют насос

Насосы этой серии могут работать достаточно интенсивно, но главное правило во время эксплуатации требует, чтобы его корпус не перегревался.

  1. Температура не должна быть выше +80 градусов.
  2. Не допускать работу механизма в условиях загрязнения его корпуса и вращающихся частей.
  3. Следить за расходом масла — из масленки должно выходить 60 капель за минуту.

Для длительной службы агрегата необходимо регулярно промывать емкость, предназначенную для масла, и пользоваться только чистым составом К-12 ГОСТ 10877-76. 5 (перед заливкой в бак обязательна фильтрация).

Разборка и сборка КО-505

Периодически насос необходимо разбирать для проведения профилактических работ и ремонта (чистки, замены подшипников, ротора и пр.). Разборка и сборка агрегата не составит труда, и последовательность действий выглядит так:

  • отвернуть болты крепления защитного кожуха подшипника на передней крышке, снять кожух;
  • выкрутить болты крепления передней крышки к корпусу;
  • в отверстия на передней крышке завернуть два болта на 10 и заворачивать поочередно до тех пор, пока крышка не снимется;
  • задняя крышка снимается точно так же и выходит из корпуса вместе с ротором;
  • при необходимости замены подшипника в задней крышке ротор высвобождают также съемником.

Все детали промывают в керосине или солярке, подвергают дефектовке изношенные или разрушенные элементы. После устранения поломки мотор собирают в обратном порядке. Чтобы убедиться в правильности сборки, щупом проверяют зазоры между ротором и корпусом насоса. Щуп просовывают в окно нагнетателя. Это расстояние должно быть в пределах 0,2–0,3 мм. Нарушение зазора потребует переборки насоса.

Возможные неисправности КО-505

Насос КО-505 является надежным механизмом. Все проблемы, возникающие в нем в процессе эксплуатации, связаны преимущественно с естественным износом деталей.

  1. Одна из часто возникающих неисправностей насоса после длительной работы проявляется в падении его производительности. Поломка связана с износом лопаток по всей длине. Возможно так же их западание в роторных пазах. Восстанавливается работоспособность насоса путем его разборки, промывки пазов и лопаток или их заменой.
  2. Еще одна проблема, влияющая на производительность насоса и вызывающая выход его из строя, связана с повышенной температурой чугунного корпуса. К причинам перегрева относят недостаточное количество смазки, поступающей в полости агрегата, его загрязнение, нарушение зазора между ротором и крышками корпуса, вызывающее трение. Проблема лечится промывкой, чисткой деталей после разборки насоса, заменой дефектных элементов на новые, регулировкой подачи масла в полость агрегата.
  3. Стук в насосе. Обычно он исходит от утративших свою функциональность подшипников. Западающие лопатки также могут быть источником стука. Проблему устраняют заменой деталей на новые.
  4. Насос КО-505 создает недостаточное разряжение (менее 0,08 МПа). Эта неисправность возникает при неплотном соединениями в трубопроводе или вследствие западания лопаток в пазах ротора. Еще одна причина связана с трением ротора о крышку. Ремонтируют дефект путем уплотнения соединений, разборкой, промывкой, заменой элементов.
  5. Тугое вращение ротора. Проблема появляется после неправильной сборки насоса. Необходимо разобрать насос и собрать его с правильным зазором.

Разборка, ремонт насоса не является сложной процедурой — важно собрать его правильно, без перекосов и обеспечить эффективной смазкой.

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Перфилов Дмитрий Юрьевич
Начальник отдела продаж

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.