Коробка отбора мощности автомобиля Урал — конструкция, принцип работы

Автомобили Урал широко применяются в качестве базы для разнообразной спецтехники. Применяемое навесное оборудование работает за счет передачи крутящего момента от основного силового агрегата. Чтобы обеспечить передачу момента, на этих машинах, как и на технике других автопроизводителей, устанавливают коробку отбора мощности.

Назначение

Навесное оборудование (генераторы, лебедки, насосы), устанавливаемое на автомобили, во многих случаях оснащают собственными приводными двигателями, для питания которых используют бортовой генератор или аккумуляторные батареи. Но практика применения спецтехники показала, что более эффективным будет решение, позволяющее использовать непосредственно мощность работающего двигателя внутреннего сгорания. Такой способ позволяет существенно уменьшить расход энергоносителей, удешевить сами автомобили за счет упрощения конструкции.

Именно для обеспечения работы навесного оборудования и используется коробка отбора мощности. Она передает часть крутящегося момент ДВС на исполнительные механизмы. Отметим, что расход топлива в этом случае практически не увеличивается.

Существующие виды

Используемая на автомобилях Урал коробка отбора мощности (КОМ) относится к одноступенчатому типу и отличается простой конструкций. Это позволило существенно повысить надежность этого оборудования. В зависимости от модели машины, может устанавливаться коробка независимого и зависимого класса. Независимые КОМ устанавливают на коробку передач, а зависимые интегрируются в нее или раздаточную коробку.

При необходимости автомобили Урал могут комплектоваться коробками дополнительного отбора мощности (КДОМ). Ее отличие от основных моделей заключается в том, что она обеспечивает работу навесного оборудования только в том случае, когда коробка скоростей машины стоит на нейтральной передаче. Обратите внимание — запуск коробок в работу возможен только тогда, когда сцепление выключено.

Конструкция

По своему устройству этот механизм практически не отличается от коробки передач, так как работает по сходному принципу. Крутящий момент передается от двигателя на вал КОМ, происходит его преобразование и передача на подключенное оборудование.

Устройство коробки довольно простое, в ее комплектацию входят:

  • Герметичный корпус (картер), который заполняется маслом.
  • Шестерни (ведомая и ведущая) с осями.
  • Диафрагма, пружина, вилка со штоком.
  • Регулировочные прокладки, подшипники с герметизирующими манжетами.

Такое простое конструктивное решение обеспечивает надежность механизма, неприхотливость в работе и обслуживании, ремонтопригодность.

Правила установки

Способ установки коробки зависит от типа навесного оборудования, которое нуждается в источнике энергии. КОМ может монтироваться с задним или передним направлением оси, в две стороны. За счет этого гарантирована универсальность устанавливаемых коробок, что позволило существенно расширить сферу применения.

В большинстве случаев на Уралах КОМ устанавливается на коробку передач. Практика монтажа на раздаточные коробки, как это делают на КамАЗах, не нашла применение на технике этого автопроизводителя.

Среди особенностей обслуживания отметим необходимость регулярно проверять надежность крепежа и уровень масла в картере.

Система управления

На Уралах нашло применение управление КОМ при помощи пневматической системы. Такое решение позволяет водителю-оператору запускать коробку и управлять работой оборудования, не покидая кабину, что важно при плохих погодных условиях.

Для запуска достаточно повернуть крановый рычаг, который воздействует на шток, включающий в работу пневматику. Пуск навесного оборудования происходит после зацепления ведомой и ведущей шестеренок, которые и обеспечивают передачу крутящего момента.

Как проверить работоспособность

Чтобы проверить работоспособность устройства, необходимо выполнить следующие операции:

  • Автомобиль помещают на стоянку, обеспечивают фиксацию при помощи ручного тормоза.
  • Отключает, затем отсоединяют рабочее навесное оборудование.
  • Если КОМ укомплектована насосом, с него снимают заглушку.
  • Запускают двигатель машины, приводят в действие КОМ, включают передачу.
  • Проверяют исправность коробки отбора мощности, работоспособность насоса.

Обратите внимание — водитель должен проводить проверку только с напарником, в целях обеспечения безопасных условий выполнения работ.

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Перфилов Дмитрий Юрьевич
Начальник отдела продаж

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.