Валы коленчатые, которые поступили в ремонт, нужно очистить от собравшихся в грязесборниках отложений и от продуктов в каналах коксования масла. Очищать каналы следует металлическим ершом. Нужно замерить шейку вала минимум в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и в паре поясов по ее длине. При истирании шеек коленвала более установленных пределов элементы перешлифовывают. Если наблюдается биение шеек и непрямолинейность вала, то дефекты можно выправить на прессе ручном или гидравлическом. Вал после правки проверяют индикатором.
Вкладыши подшипников (тонкостенные сталеалюминиевые) выполнены с высокой степенью точности. Ввиду этого какой-либо ремонт деталей (шабровка, подгонка, опиловка) не допускается. Если вкладыши повреждены, их следует заменить. Меняются вкладыши только попарно: одновременно верхняя и нижняя половины. После проведенного ремонта коленвал возвращают в предварительно собранный мотор.
Сборка проводится в такой последовательности:
- маховик привернуть к фланцу коленвала, придерживаясь порядка затяжки. После затяжки гайки тщательно зашплинтовать и проконтролировать биение поверхности рабочей маховика;
- подшипник вала ведущего коробки передач запрессовать;
- к маховику привернуть сцепление. Маховик, коленвал, сцепление балансируются в сборе, учитывая это при замене какой-либо детали нужно выполнить динамическую балансировку вала;
- на первую шейку коренную коленвала надеть заднюю шайбу упорную таким образом, чтобы антифрикционный слой был направлен в сторону коленвала, в блок цилиндров установить вкладыши подшипников коренных. Необходимо тщательно протереть перед монтажом вкладышей постели в крышках и блоке цилиндров;
- с помощью оправки установить в паз крышки задней коренного подшипника набивку сальника. Срезать заподлицо выступающие над плоскостью стыка торцы сальника;
- коленвал установить в блок цилиндров, его провернуть вручную, чтобы выявить задевания;
- шейки вала необходимо смазать моторным маслом;
- переднюю шайбу упорную установить таким образом, чтобы антифрикционный слой был направлен в сторону шестерен распределения, установить шайбу шестерни и шпонку, маслоотражатель и шестерню напрессовать;
- крышки подшипников коренных установить и болты крепления затянуть;
- уплотнители новые (из сухой древесины) вставить в пазы вертикальные крышки подшипника заднего коренного, молотком запрессовать их до предела, выступающие торцы зачистить заподлицо с плоскостью блока цилиндров и крышки;
- проконтролировать величину зазора осевого между шайбой упорной и торцом шейки коренной коленвала.