Стояночная тормозная система используется для надежной фиксации автомобиля при уклоне. Тормозная система представляет собой механизм барабанного типа с самоусилением и двумя колодками. Управление тормозной системой производится рычагом за счет механического привода.
Торможение осуществляется следующим образом:
- В процессе торможения сила передается от ручного рычага (2) на зажимной рычаг (4) , через серьгу (3) и рычаг (1).
- При вращательном движении тормозного цилиндра по часовой стрелке сила привода передается от рычага (4) к правой колодке (7) через штангу (6). В этот момент колодка отсоединяется от тормозного пальца и упирается в тормозной цилиндр. За счет силы трения тормозной барабан захватывает колодку и смещает ее в сторону вращения. Одновременно с этим регулировочный элемент придавливает левую колодку (5) к барабану и опорному пальцу.
- При вращательном движении тормозного цилиндра против часовой стрелки рычаг (4) передает силу привода к левой колодке (5) через штангу (6Г). За счет этой силы колодка упирается в тормозной цилиндр, отсоединяясь от стопорного пальца. За счет силы трения тормозной барабан захватывает и смещает колодку в сторону вращения. Одновременно с этим регулировочный элемент придавливает правую колодку к барабану и опорному пальцу.
Работоспособность тормозной системы снижается по мере износа накладок. Потому что из-за их изношенности увеличивается ход рычага и снижается его эффективность. Также износ приводит к увеличению просвета между тормозным барабаном и накладками. При необходимости следует отрегулировать зазоры с помощью эксцентрика, звездочки для коррекции зазоров и следующей инструкции:
- В кабине переведите рычаг в нижнее положение до упора.
- Разъедините связующую тягу (6) от рукоятки на раздаточной коробке. Обратите внимание, что корректировка просветов сменой длины тяги (6) может нарушить работоспособность стояночного тормоза.
- Откорректируйте просвет между барабаном и правой колодкой до уровня 0,3-0,4 мм. Для этого освободите на пол-оборота натяжение стопорной гайки (12) на эксцентриковом пальце со стороны щита и поверните палец ключом снизу вверх. Обратите внимание, что обратное вращение пальца может привести к неверной регулировке и, соответственно, износу накладок. Перед тем как затянуть гайку проверьте величину зазора щупом через щель в отражателе.
- По аналогии с пунктом 3) откорректируйте просвет между барабаном и левой колодкой через заглушку (9).
- Проверьте совпадение вилки тяги (6) с отверстием в рычаге (9). По потребности совместите отверстия вращением вилки. При усилии 35-40 кгс крючок рычага (4) должен остановиться на 4-8 зубе сектора. Лампочка сигнализатора стояночного тормоза должна загореться при прохождении собачкой 2-4 зуба. Момент включения можно отрегулировать, изменив количество накладок (8) под выключателем сигнализатора (7).