Принцип работы и особенности устройства донного клапана автоцистерны

Назначение донного клапана

Химические препараты, нефтяные продукты и материалы горюче-смазочного назначения — это вещества, принадлежащие к 3-му классу опасности. Автопоезда транспортируют такие грузы по автодорогам общего назначения, поэтому они должны соответствовать специальным критериям, большинство из которых предъявляются к конструктивным особенностям транспортных средств. При разработке данных требований учитывались классификация аварийных ситуаций, теоретические расчёты и большой практический опыт грузоперевозок. Выполнение этих требований обеспечивает безопасность на дорогах даже в случае аварийных ситуаций.

Вся совокупность данных нормативов и правил содержится в специальном документе - ДОПОГе. К требованиям, касающимся оснащения автомобильного поезда, относится обязательное наличие у него специальной детали, которая называется "донный клапан". Функция этого элемента конструкции - дополнительная герметичность цистерны. Это аннулирует вероятность протечек в случае аварии.
 
Донный клапан автоцистерны
 
Существуют разные виды донных клапанов. Но по функциональности конкретный клапан должен соответствовать характеристикам вещества, которое транспортируется в автоцистерне.
 
Основные разновидности донных клапанов
 
Установка донного клапана обеспечивает безопасность сливного автоцистерны за счёт увеличения количества запорных элементов, повышения их герметичности, прочности и износоустойчивости. Донный клапан применяется для перевозки нефтепродуктов и некоторых других жидкостей - молока, масла, продуктов химического производства. Подходящий тип клапана подбирают, учитывая конкретное транспортируемое сырьё.
Дополнительной функцией донного клапана является фильтрация. Клапан сконструирован в виде трубы с диаметром в верхней части от 3-х до 4-х дюймов. Там же находится запорный элемент. Существует классификация запорных элементов по принципу работы на несколько видов:
  • механические - их открытие и закрытие осуществляется через ручное перемещение механизма, состоящего из шестерёнок;
  • пневматические - их запорную арматуру приводит в движение пневматическая система;
  • комбинированные - сочетающие пневмопривод и ручную запорную арматуру.
Минус пневматического клапана состоит в поступлении не осушенного воздуха. В результате в системе спустя некоторое время накапливается влага. Конденсат, стекая, увлажняет движимые части, вследствие чего они прочно связываются при температуре ниже 0. 
 
Пневматический донный клапан
 
Пневматическая запорная арматура не может использоваться для транспортировки тёмных нефтепродуктов, которым свойственна тяжёлая и вязкая консистенция. Транспортировка пищевых жидкостей также сопровождается риском обледенения, поскольку они замерзают при температуре немного ниже 0.
Клапаны с механическими запорными элементами имеют простую конструкцию, благодаря чему они очень популярны.
 
Клапан с механическим запорным элементом
 
Пневматические же используют в основном для перевозки светлых нефтепродуктов, которым свойственны высокая жидкотекучесть и низкая температура замерзания.
 
Конструкция и принцип работы донного клапана
 
На каждый донный клапан должна быть нанесена маркировка. Также любое такое устройство должно иметь сертификат, подтверждающий, что оно соответствует общепринятым стандартам. Монтаж донных клапанов должен осуществляться только на СТО, сертифицированных в соответствии с ДОПОГ на выполнение данной работы.
 
Донный клапан обеспечивает безопасность перевозки жидких веществ, их хранения и использования. По сути, данная деталь представляет собой дополнительный элемент запорной арматуры, который устанавливается снизу. Клапан сконструирован таким образом, что при открывании он перемещается вниз, вследствие чего жидкость может беспрепятственно стекать вниз. При использовании мелкодисперсной сыпучей или вязкой фракции это способствует очищению внутренней полости клапана. В конце отверстия для слива расположен фланец, который соединяется со сливным трубопроводом.
 
Донный клапан приводят в движение с помощью поршня, регулируемого автоматически или вручную. Для закрытия клапана поршень перемещают кверху, чтобы он плотно прижал клапан.
 
Разновидности и технические параметры донных клапанов
 
Донный клапан конструктивно состоит из собственно клапана и поршневого затвора. Модульная сборка обеспечивает высокую ремонтопригодность клапана. В стандартном виде используются 3 комплектации:
  • ручной привод;
  • ручной привод-редуктор;
  • пневмопривод, имеющий двойную направленность.
Конструкция изготавливается в специальной модификации, включающей:
  • Упрочнение поверхности плунжерной пары с помощью сплава, в основе которого используются вольфрам, хром и кобальт.
  • Обогрев корпуса, который исключает отказ работы при низкой температуре.
  • Использование клапанов для эродирующей либо очень агрессивной среды. Материалом изготовления таких клапанов служит нержавеющая аустенитная сталь.
Клапаны специального назначения представляют собой конструкции для разных температурных режимов - стандартные и низкотемпературные.
 
Безопасность эксплуатации при форс-мажорных ситуациях обеспечивается посредством установки привода, имеющего возвратную пружину. Этот привод обеспечивает движение клапана в нужную сторону.
 
Дополнительная комплектация включает такие навесные элементы:
  • реле блокировки;
  • электромагнитные клапаны;
  • фильтр-редуктор и др.
Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Перфилов Дмитрий Юрьевич
Начальник отдела продаж

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.